На главную На главную На главную
ЗВОНИТЕ: +7 495 500-6794; ПИШИТЕ:
ВИДЕОКАМЕРЫ
АКСЕССУАРЫ

КАК ВЫБРАТЬ ВИДЕОКАМЕРУ

Чтобы Ваш выбор был не мучительным, а осознанным, рекомендуем ознакомиться с основными характеристиками видеокамер, исходя из которых, аппараты отличаются в цене и качестве.

Различные технологии видеозаписи определяют различные форматы видеокамер и различные носители информации, на которые производится запись. Для начала выберите себе удобный для Вас формат:

ФОРМАТЫ бывают разные...

Разобравшись с форматами, Вам следует обратить внимание на следующие важные характеристики, определяющие качество съемки той или иной видеокамеры:

Оптика

Главное в видеокамере - оптика. Объектив - это "глаз", через который в камеру поступает изображение. Отсюда, качество этого изображения в первую очередь зависит от качества этого "глаза". Поэтому все фирмы-производители стараются оснастить свою продукцию высококачественной оптикой либо собственной разработки, каковой отличаются, например, фирмы Canon и JVC, либо привлекают к сотрудничеству известных производителей оптики, возьмем к примеру сотрудничество Sony с фирмой Carl Zeiss, Panasonic - с фирмой Leica (см. в Словаре терминов).

В дорогих моделях используются объективы с асферическими линзами, которые пропускают при полностью открытой диафрагме в три раза больше света, чем стандартный объектив. Это позволяет повысить чувствительность камеры в три раза. Рекомендуем всем камеры с использованием асферических элементов оптики.

Обратите внимание на оптическое приближение. При съемке крупным планом Вам придется иметь дело с ним. Обычно это 10х-12х, самое большее в бытовых камерах - 20х. Цифровое увеличение полезно в ситуациях, когда приходится снимать на дальнем расстоянии (военные действия, оперативная милицейская съемка и т.п.). Т.е. в тех случаях, где не до качества, а как говорится "быть бы живу".

ПЗС-матрица

Поступившее в объектив изображение далее попадает на обработку в специальный преобразователь - электронную матрицу ПЗС, которая превращает световой сигнал в электрический. ПЗС-матрицы различаются своей чувствительностью, которая во многом зависит от физических размеров матрицы и от количества составляющих ее элементов (разрешения). Физические размеры матриц принято считать в дюймах, и в бытовых камерах они составляют обычно 1/4 или 1/6 дюйма, в "самых-самых" топовых моделях встречаются и матрицы из профессионального мира - 1/3''.

Разрешение измеряется в пикселях. Соотношение тут простое: чем больше элементов матрицы задействовано в формировании изображения, тем четче будет картинка. Поэтому фирмы-производители с каждым годом увеличивают его величину, и в 2000 году был преодолен мегапиксельный (свыше 1 000 000 пикселей) рубеж. Однако это правило (зависимость качества от количества пикселей) действует в пределах соотношения с размерами и чувствительностью матрицы. В любой матрице часть элементов остается пассивной, поэтому при расчете чувствительности матрицы желательно знать количество ее эффективных пикселей. Наилучшим качеством отличаются ПЗС-матрицы с прогрессивным сканированием, встречающиеся в топовых моделях.

Одна матрица хорошо, а три лучше. В профессиональных камерах, а также в бытовых моделях класса HIGH-END (Sony DCR-TRV940, Sony DCR-VX2000, Canon XM2, Canon XL1, Panasonic NV-MX500) применяются трехматричные системы. Каждая из матриц обрабатывает один из трех основных цветов: красный, зеленый, синий, что позволяет передавать цвета более достоверно.

Видоискатель

Несмотря на широкое распространение цветных видоискателей, не стоит пренебрегать и черно-белым, особенно если в камере имеется ЖК-экран, на котором можно различать объекты съемки по цветовому признаку - это пожалуй единственное преимущество цветных видоискателей. Чаще же всего они уступают черно-белым в четкости картинки и точности при ручной фокусировке. Бесспорным превосходством обладают только прецизионные видоискатели с разрешением 160 000 пикселей и выше, имеющиеся в "топовых" моделях.

Жидко-кристаллический экран

ЖК-экран стал уже неотъемлемым атрибутом современной видеокамеры (отсутствуя лишь в самых дешевых аналоговых моделях, либо в самых дорогих полупрофессиональных), так что отпала необходимость убеждать в его преимуществах. ЖК-экран существенно расширяет операторские возможности: мало того, что он помогает лучше ориентироваться, особенно в цветовых различиях предметов - становится возможной съемка из любого положения:

- стоя перед препятствием, например, забором или толпой людей, Вы можете вести съемку на вытянутых руках, подняв над головой, не теряя при этом контроль за планом съемки;
удобная съемка с поверхности земли, поскольку не у всех камер имеются столь разворотливые видоискатели;

- съемка самого себя. Удобно, когда развернув ЖК-монитор на 180 градусов, Вы спокойно определяете свое местонахождение и выбираете себе наилучшее положение в кадре;

- съемка боевых действий в "горячих точках", где человек с камерой представляет собой великолепную мишень. ЖК-экран может снизить Ваш риск при съемке, например, из-за угла, окопа и другого укрытия.

Безусловно, удобнее просматривать отснятый материал не в маленьком видоискателе, особенно если он черно-белый, но на ЖК-экране в цвете. Появляется возможность смотреть одновременно нескольким людям. Размер, конечно, чем больше, тем лучше, но учтите, что каждый дюйм обходится в дополнительные затраты денег и энергии батарей. Детальной четкостью отличаются экраны не менее 3 дюймов с разрешением от 110 000 пикселей, идеальную четкость выдают экраны с разрешением 180 000 - 200 000 пикселей - таковыми обладают дорогие "навороченные" камеры.

Другие возможности ЖК-экранов: регулировка яркости изображения и громкости звука, защита поверхности от отпечатков пальцев (они должны легко вытираться мягкой тряпочкой), сенсорное управление меню (т.е. просто нажатием нужной надписи на экране), широкий угол обзора, защита от поломок (приводящая экран всегда в вертикальное положение перед закрытием.) Гибридные ЖК-экраны, подобно давно привычным нам калькуляторам с гибридным питанием, могут работать как с подсветкой, так и от солнечной энергии (причем не плохо видны даже на ярком солнце, если заслонить его ладонью). ЖК экраны обретают еще большее значение, будучи наделены сенсорной панелью. В таком случае очень удобно перемещаться в меню, тыкая пальцем в нужные функции.

Стабилизатор изображения

Любой видеолюбитель, испытав эйфорию от первых опытов съемки и просмотра отснятого, вскоре утомляется от мельтешения и тряски кадров. Наступает пора прозрения и присматривания: А как же люди снимают? И почему по телевизору "картинка" совсем не трясется?

Стабилизатор изображения компенсирует непроизвольные колебания видеокамеры в Ваших руках при съемке на ходу, из движущегося транспорта или когда у Вас просто дрожат руки. Стабилизаторы в большей или меньшей степени - в зависимости от цены камеры - помогают качественно, без тряски, снимать крупные планы, когда объект съемки находится на расстоянии, требующем применения трансфокации. А такая необходимость возникает сплошь и рядом. Вот и судите отсюда, насколько нужная вещь стабилизатор.

Стабилизаторы бывают двух видов - электронные и оптические. Электронный стабилизатор резервирует элементы ПЗС-матрицы под возможное смещение изображения: зарезервированные пикселы "подхватывают" участок изображения, переходящий с соседнего элемента, и обеспечивают неподвижность картинки. В дешевых камерах для работы стабилизатора резервируется часть активных элементов ПЗС-матрицы, выпадающих, таким образом, из процесса формирования изображения, что заметно сказывается на его качестве, особенно в условиях слабой освещенности. В дорогих моделях используется электронный "суперстабилизатор", в котором задействуются пассивные элементы ПЗС-матрицы, обычно не принимающие участие в формировании изображения - соответственно качество картинки при этом не ухудшается.

Но никакой электронный стабилизатор не обеспечит стабильность, какую обеспечивает оптический. Это устройство состоит из гироскопических сенсоров, улавливающих направление и скорость колебания камеры, и группы подвижных линз, стабилизирующих ход видеосигнала в объективе. Устройство очень оперативно реагирует на малейшие дрожания камеры, компенсирует широкий диапозон вибраций. У оптического есть только один "недостаток" - это сложное устройство имеет дорогую технологию изготовления и потому применяется только в дорогих камерах. Всем, для кого это не препятствие, рекомендуем приобретать видеокамеры только с оптическим стабилизатором изображения.

Режимы автоэкспозиции

Выбором той или иной программы AE (автоэкспозиции), Вы меняете запрограммированные предустановки отверстия диафрагмы и скорости затвора (выдержки). От величины открытого отверстия диафрагмы зависит количество попадающего на матрицу света и глубина резкости (т.е. расстояние, на котором ближние и дальние объекты съемки попадают в зону резкости). Выдержка влияет как на количество проникающего света, так и на четкость изображения двигающихся объектов. Чем выше скорость объектов, тем скоростнее должен срабатывать затвор. Чем слабее освещенность - тем больше требуемая выдержка, тем медленнее срабатывает затвор.

Чем больше программ, тем больше у Вас возможностей приспосабливать камеру к различным условиям освещенности. Наиболее употребимые: "Портрет" настраивает благоприятную экспозицию для объекта съемки в центре, размазывая при этом фон. "Спорт" включает скоростной затвор, чтобы запечатлеть не размазанное пятно, а объект в движении: тех же бегущих спортсменов или несущиеся в ралли машины. "Пейзаж" выстраивает наибольшую глубину резкости и передает объем, чтобы картина ландшафта не казалась плоской. "Прожектор" настраивает экспозицию объекта, высвеченного ярким освещением (типа театрального прожектора) в полной темноте. "Пляж/Лыжи" предохраняет от засветки на ярком солнце, каковое бывает как на пляжах, так и на горных курортах. "Луна/Закат", "Сумерки" или "Низкая освещенность" включает медленный затвор для вечерней съемки.

Ручной контроль

При всех достоинствах современной электроники, она не может обеспечить качество съемки при любых обстоятельствах. Полностью автоматизированные "мыльницы" хороши только для самых начинающих любителей - они выручают в самых расхожих ситуациях. Набравшись опыта, Вы постараетесь не оставить на память потомкам желтые лица Ваших близких на свадьбе (нарушение баланса белого при искусственном освещении), или затемненные лица детишек на утреннике (чересчур закрытая для помещения диафрагма), или нерезкий облик выступающего с трибуны (автофокус ошибочно настроился не на оратора, а на микрофон перед ним) - в этих и во многих других сложных условиях освещения или композиции помогут только ручные настройки, и их тем больше, чем выше класс видеокамеры.

Ручная фокусировка

Ручная регулировка фокуса имеется сейчас пожалуй во всех моделях видеокамер, поскольку существует масса ситуаций, когда без нее невозможно добиться резкости изображения:
- когда объект съемки находится не в центре кадра и занимает лишь малую часть его площади, или находится за частично прозрачной преградой - сеткой, решеткой или стеклом;
- когда в кадре находится предмет, значительно лучше освещенный, чем объект съемки, либо сам являющийся источником света;
А при съемке в сумерках и темноте вообще не обойтись без ручной фокусировки. В большинстве камер фокусировка настраивается нажатием кнопки-рычажка, в дорогих моделях – с помощью кольца на объективе.

Ручная настройка баланса белого

Видеокамеры не обладают способностью глаза приспосабливаться к изменениям окружающей цветовой гаммы и со сменой освещения начинают искажать цвета. Поэтому съемка, например, при домашнем освещении "грешит" желтизной всего окружающего, а с наступлением вечера на улице - "синит". Автоматическая настройка не всегда справляется с этой проблемой. Ручная настройка значительно более эффективна. Для правильной передачи цветов настраивается радикально белый цвет, включающий в себя, как известно, все цвета радуги. Для этого необходимо положить перед камерой белый лист и нажать кнопку, регулирующую баланс белого. В некоторых камерах для этой цели служит специальная белая крышка объектива. Автоматика точно определяет необходимую корректировку, сохраняя установку до отмены оператором. В камерах встречаются также предустановки баланса белого для различных условий освещения: "в помещении" (INDOOR), "снаружи" (OUTDOOR), "солнечно" (SUN), "пасмурно" (CLOUDY) и т.п.

Ручная настройка выдержки и диафрагмы

Настраивать экспозицию и выдержку (скорость затвора) придется даже самому ленивому видеолюбителю, ибо бывают такие ситуации, когда автоматика "ленится", а Вам не захочется портить картинку. Например, снимая свое дитя на утреннике в детском саду, когда освещения явно не хватает, или снимая свою любимую на чересчур ярком заморском солнце. Вы же не захотите потом с трудом различать в потемках записи, которое чадо Ваше? А Вам понравится Ваша прекрасная половина с засвеченным пятном вместо лица?

Такие настройки всегда имеются в камерах выше среднего уровня. Впрочем, PANASONIC всегда наделял такими свойствами даже камеры начального уровня. Но самыми "продвинутыми" в этом отношении были и остаются трехматричные камеры класса PROSUMER или HIGH-END.

Встроенный осветитель/вспышка

Очень полезная вещь, когда приходится снимать при слабом освещении. Модная нынче функция цифровой фотосъемки видеокамерой предъявляет повышенные требования к освещенности - фирмы-производители указывают в качестве оптимального уровня освещенности значение 100 люкс и выше. В любых затемненных или затененных местах цифровая фотография перестает различать детали, сливая все в сплошное темное пятно. Вот почему вспышки и осветители - просто незаменимый атрибут в арсенале любителей цифрового фото. Необходимо также учесть, что пользование лампой подсветки приводит к дополнительным затратам энергии, поэтому нелишне будет оснастить камеру дополнительными и более емкими аккумуляторами.

Энергообеспеченность

От этой характеристики зависит продолжительность съемки. Энергообеспеченность камеры, в первую очередь, зависит от ее энергопотребления и емкости аккумуляторов. Заявленная фирмами-производителями большая продолжительность съемки (до 17 часов) чаще всего не реальна на практике, поскольку имеется ввиду самый экономичный режим съемки: без использования ЖК-экрана, отъездов-наездов и каких-либо функций. Любые операции, без которых съемка просто немыслима - включение-выключение, трансфокация, настройки, использование программ AE и цифровых эффектов, оперативный просмотр отснятого - приводят к дополнительным затратам энергии.

Важное значение имеет тип используемых аккумуляторов. Они бывают трех видов: никель-кадмиевые (Ni-Cd), никель-металлгидридные (Ni-MH) и литий-ионные (Li-Ion). Первые два типа, похоже, безвозвратно исчезают с рынка видеокамер, и слава Богу. Li-Ion аккумуляторы во всех отношениях превосходят предшествующие технологии. Они вообще не страдают злополучным "эффектом памяти", имеют в два раза большую емкость и меньшие размеры, чем Ni-Cd, продолжительную функциональность плюс такие удобные функции, как точная индикация оставшегося заряда. Новые модели всех производителей начиная с 2000-2001 г.г. рассчитаны только на Li-Ion аккумуляторы.

Цифровые эффекты

Набор цифровых эффектов имеется в любой видеокамере, причем в полупрофессиональных их меньше. Это и понятно - профессионалы предпочитают снимать на оригинал чистое изображение, а обработать его, как угодно, всегда можно будет потом, в процессе монтажа, а вот снятое с эффектом в последствии уже не переделать. Чаще употребляются фейдеры (переходы между сценами), когда эпизод начинается с черного или белого фона, постепенно проявляясь вместе со звуком, или заканчивается уходом в тот же фон. Такой классический фейдер имеется практически в каждой камере, кроме него бывают переходы мозаикой, вытеснением и т.п. Удобно, что в современных моделях почти все эффекты доступны не только на записи, но и на воспроизведении. Это позволяет снимать чистые (без эффектов) эпизоды, а эффекты накладывать в процессе перезаписи с камеры.

Титры

Набор встроенных титров содержит обычно 8-10 расхожих заголовков, типа "С днем рождения!", "С Новым Годом!" чаще всего по-английски. Некоторые модели камер, помимо встроенных, имеют генератор титров, с помощью которого можно набрать свои надписи, с определенными ограничениями в количестве знаков и строк. Генераторы, как правило, "не знают" кириллицу, так что российским любителям остается набивать титры только на английском, немецком и других языках, основанных на латинице. По поводу титров можно сказать то же самое, что и по поводу цифровых эффектов - не спешите накладывать их в процессе съемки, если Вы собираетесь впоследствии монтировать эти кадры. В моделях, работающих с картами памяти есть масса возможностей накладывать любые титры, какие Вы создадите.

Звук

Монофоническое звучание осталось лишь в аналоговых моделях. Для тех, у кого дома телевизор с монозвуком большего и не надо. Цифровые камеры все озвучены стерео с качеством компакт-диска. Кроме того, в них имеется возможность выбора качества звука и аудиомонтажа. Можно записать звук с качеством CD (PCM stereo - 48 кГц/16 бит) на два канала, а можно снимать с записью звука на два канала с частотой 32 кГц /12 бит, а еще два канала зарезервировать под последующие наложения другого звука ("подзвучки", скажем в виде музыки, комментариев и т.п.). Или например, снимая концерт, Вы можете использовать, кроме встроенного микрофона, еще два выносных. При этом звук с каждого микрофона будет писаться на отдельном канале. Затем все это можно смикшировать с оптимальным для Вас стерео и даже объемным звучанием.

Минимальная освещенность

Это - чувствительность камеры, ее способность снимать при плохом освещении или вообще в темноте. Эту характеристику измеряют в единицах освещенности - люксах. Для образного представления: 0,1 люкс - свет от одной горящей свечи. Производители часто в рекламных целях заявляют несколько завышенную чувствительность. На практике качество съемки значительно понижается с наступлением темноты, изображение становится зернистым, теряет естественную окраску и т.п.

Практически все производители оснащают свои модели дополнительными технологиями, позволяющими снимать в полной темноте или в сумерках: функции NightShot - в камерах Sony, NightView - у Panasonic, Nightscope - у JVC.

Использование объектива с асферической оптикой, пропускающего при полностью открытой диафрагме в три раза больше света, чем стандартный объектив, позволяет повысить чувствительность камеры в три раза. Рекомендуем всем камеры с использованием асферических элементов оптики.

Фоторежим

Положа руку на сердце, скажем что цифровая фотосъемка видеокамерой (digital camcorder) все еще значительно уступает по качеству предназначенным для того цифровым фотоаппаратам (digital still camera). Речь даже не идет о записи стоп-кадров на пленку в чересстрочном режиме сканирования ПЗС-матрицы. Полученного качества хватает только на использование в Интернете с его невысокими требованиями к разрешению изображений.

О реальном фоторежиме можно говорить, если камера работает с картой памяти, сохраняя на ней неподвижные изображения в формате JPEG. Полнота кадра при этом обеспечивается либо засчет прогрессивной ПЗС-матрицы (встречается редко, обычно у JVC), либо в том же чересстрочном режиме, но с помощью хитрой технологии, использующей механический затвор. Минимальный размер снимка - 640 х 480, для распечатки требуется мегапиксельное разрешение. Но если Вам нужен бескомпромиссно качественный фотоаппарат и видеокамера, приобретайте то, и другое по отдельности.

Разъемы

Разъемы превращают камеру из съемочного аппарата в важный элемент монтажной системы, причем важность его возрастает с наличием аналоговых и цифровых входов. Соответственно, возрастает и цена.

Самый простой разъем - RCA-выход - попросту говоря "тюльпаны" - имеется в любой камере, приспособлен для подключения к любой телевидеотехнике, и обеспечивает передачу аналогового видео с наибольшими потерями в качестве. Гораздо ценнее когда в камере имеется, кроме аналогового выхода еще и вход - это позволяет оцифровывать Ваши архивы аналоговых записей, если у Вас прежде цифровой имелась аналоговая камера. В "цифре" продлится срок их хранения, а также появится возможность редактирования их на компьютере.

Гораздо выше уровень аналогового S-video-разъема, который, в отличие от RCA, передает раздельно сигналы цветности и яркости, что значительно уменьшает потери, заметно улучшает качество изображения. Наличие S-video-входа в цифровых моделях дает те же преимущества обладателям архивов записей Hi 8 или Super VHS.

Все цифровые камеры оснащены DV-выходом (он же i.Link, IEEE 1394 или Firewire), обеспечивающим быструю передачу цифрового аудиовидеосигнала без потерь качества. Для этого Вам необходимо иметь другое устройство с поддержкой DV-формата - DV-видеомагнитофон или компьютер с DV-платой. Ценнее конечно же камеры, имеющие, кроме выхода, также DV-вход. Некоторые фирмы производят одну и ту же модель в двух вариантах: т.н. "европейском" (без входов) и "азиатском" (с входами). Это объясняется высокими таможенными пошлинами в Европе на импорт цифровых видеомагнитофонов, к каковым справедливо можно отнести и видеокамеру с DV-входом.

Наличие в камере монтажных разъемов позволяет осуществлять линейный монтаж, синхронизировав камеру с видеомагнитофонами и монтажной декой. В таком случае на всех скомутированных между собой устройствах контролируются синхронно показания счетчика ленты и все основные режимы: воспроизведение, запись, стоп, пауза и перемотка. В камерах Panasonic для этой цели служит разъем Control-M, в камерах Sony - LANC, в камерах JVC - J-терминал.

Разъем RS232C для подключения к параллельному порту компьютера прозвали "цифровым фотовыходом" за удобный перенос цифровых стоп-кадров с камеры на компьютер. В камерах JVC эту роль выполняет тот же J-терминал. С 2001 г. вместо RS232C повсеместно внедрен более скоростной USB-интерфейс. А с 2002 г. - USB-2, позволяющий передавать на компьютер (с таким же USB-2 терминалом) не только неподвижные изображения, но и живое видео.

Для репортажных съемок, да мало ли еще для чего, кроме основных разъемов желательно иметь микрофонный вход для подсоединения выносного микрофона, а также выход на наушники.

Габариты и вес

Тенденция уменьшения видеокамер позволяет говорить о том, что за выходом из игры аналоговых камер, нижнюю долю рынка теперь будут занимать миниатюрные модели с усредненными показателями. Основной массе покупателей действительно дела нет до пикселей-микселей и "мыльный" принцип Point-and-Shoot ("прицелился - снял") побеждает своими объемами продаж. Остальные видеолюбители должны понимать, что многие ценные возможности - такие как светосильный объектив, оптический стабилизатор, расширенные возможности для ручного контроля и т.п. - с трудом вмещаются в маленькую коробочку, да и управление такой пигалицей становится неудобным и затруднительным. Не зря же профессиональная техника не спешит уменьшаться в размерах такими темпами.

Комплект поставки

Приобретая камеру, важно знать ее комплектацию, поскольку фирмы не всегда включают в комплект все устройства или детали, необходимые для работы некоторых функций камеры. Тогда придется покупать их отдельно. Например, к картам памяти бывает необходимо устройство для их чтения/записи и всевозможные адаптеры для соединения с компьютером. Очень часто комплектный аккумулятор не рассчитан на продолжительную съемку - в таком случае лучше сразу обзавестись дополнительными и, лучше всего, более мощными батареями питания.

Резюме:

Вот, пожалуй, основные критерии выбора видеокамеры. Детализировать их можно до бесконечности, но рекомендуем руководствоваться главным правилом: выбирайте всегда максимум доступных для Вашего кошелька возможностей. Не обольщайтесь рекламными посулами "много - задешево!" Помните: хорошие технологии стоят хороших денег. Учтите также, подобно правилу Мура в компьютерном бизнесе, цифровая видеотехника развивается не менее бешенными темпами, так что всегда выгоднее покупать самые топовые на данный момент модели. Удачи Вам!

© А.Н.Струков, 2003


главная | форум | видеокамеры | аксессуары | аккумуляторы | медиа носители | оптика | накамерный свет | студийный и мобильный свет | сумки, кейсы, чехлы | адаптеры и зарядные устройства | штативы | системы стабилизации камеры | операторские краны | микрофоны | наушники | аудиомикшеры | портативные жк мониторы | гарнитуры связи | цифровые видеомагнитофоны | нелинейный монтаж | экипировка | контакт |