В последнее время на профессиональном видеорынке больше говорят о камерах 4К, камерах с большими чипами со сменяемыми объективами, и может создаться впечатление будто старые добрые 3-матричные модели уже никому не нужны. А ведь не 4K, и не дорогостоящие плечевые модели, а они, ручные камкордеры были и остаются "рабочими лошадками" для репортажной съёмки, записи текущих событий, мероприятий, соревнований и т.п. Sony выпускает в этой нише две самые доступные модели Sony PXW-X160 и Sony PXW-X180. Они идентичны по всем основным показателям: матрицы, объективы, все технические характеристики, за исключением того, что Sony PXW-X180 обогащена дополнительно сетевыми возможностями через Wi-Fi и GPS.
Sony PXW-X160 — многоформатная камера, которая универсально вписывается в любую современную телекомпанию. Она пойдёт на смену или в дополнение к Sony XDCAM EX1/EX1R/EX3 в производство, где давно освоен формат MPEG HD 422 50 Мбит/с с кодеком MXF (Material eXchange Format), в одну "конюшню" с камкордерами типа Sony PMW-200, 500, HXR-NX3/VG1 и многими другими, что упрощает рабочий процесс и сокращает затраты времени на монтаж. В то же время камера удовлетворит и недорогие производственные системы, базирующиеся на AVCHD и даже старом добром DVCAM, снимая и в том, и в другом формате. Но главное преимущество новых моделей — продвигаемый Sony очень перспективный формат XAVC в его двух ипостасях: Intra и XAVC Long GOP.
Внутрикадровое сжатие типа XAVC Intra означает, что кодировка каждого кадра выполняется отдельно, позволяя получать изображение более высокого качества стандарта стандарт H.264. Кодек XAVC поддерживает отсчет в 10 бит со скоростью передачи данных файлов 111-112 Мбит/с. Облегчённый вариант XAVC Long GOP, скорость передачи данных у которого ниже, а индивидуальная кодировка выполняется только для отдельных кадров, имеет свои преимущества. Объём файлов, записанных в XAVC Long GOP значительно меньше, что ускоряет скорость сбора и редактирования информации.
Sony PXW-X160 оснащена 25-кратным объективом с достаточно широким углом в начале и достаточно длинным фокусом на конце (26 мм - 650 мм в 35-мм эквиваленте). Что немаловажно для оперативной, непостановочной съёмки в различных неблагоприятных для получения материала обстоятельствах. Зум абсолютно чистый, оптический и позволяет получать изумительно чистую картинку на приличном расстоянии при условии, если камера надёжно стабилизирована на штативе. Трансфокацию можно осуществлять как в режиме Servo ползунками на обычных местах — на рукоятке справа и на ручке вверху, — так и в ручном режиме (переключатель снизу объектива) с помощью удобного кольца.
Объектив снабжён тремя независимыми кольцами для регулировки зума, фокуса и диафрагмы. Более того, эти кольца снабжены фиксаторами — вещь неотъемлемая для телевещательных объективов, но к сожалению редко встречающаяся на камкордерах ручного типа. Фокусное кольцо имеет два положения: если подать его слегка назад, оно смыкается и вращается вместе со шкалой расстояний. Если же подать кольцо вперёд, оно обретает свободный ход, независимо от шкалы расстояний. Очень удобно и на любой вкус оператора.
Встроенные электронные нейтральные фильтры давно являются неотъемлемым атрибутом ручных профессиональных видеокамер. Sony PXW-X160 может похвастаться новым, намного более продвинутым нейтральным фильтром. Помимо привычных уже предустановленных значений типа 1/4ND — 1/16ND — 1/64ND, камера имеет на борту переключатель НД-фильтра с предустановок (PRESET) на регулируемый (VARIABLE), который открывает широкие возможности регулировать допуск света на матрицы с большой точностью в диапазоне от 1/4ND до 1/128ND. Это позволяет даже на камере с такими малыми размерами чипов (1/3 дюйма) играть с глубиной резкости, добиваясь малой глубины обычным приёмом: диафрагма открывается на полную, а изощрённый нейтральный фильтр спасает от засветки. Причём весьма радикальным способом. На обычных камкордерах с предустановленными НД-фильтрами возникают ситуации, когда 1/16ND — слишко мало, а 1/64ND — слишком много для правильной экспозиции. Здесь всё происходит куда более прецезионно.
Sony PXW-X160 оснащена всеми необходимыми профессиональными терминалами, как то SDI (с переключаемыми режимами 3G SDI/ HD-SDI/ SD-SDI), тайм-код и Genlock, XLR 3-pin. В то же время продумано не забыты и такие возможности как композитный видеовыход и HDMI, дающие возможность пользоваться бюджетными видеомониторами для контроля картинки. Есть контрольная цветовая шкала с эталонным аудиосигналом на частоте 1 кГц, но отсутствуют, к сожалению, более точные контрольно-измерительные инструменты, типа осцилографа или вектороскопа. Настройка фокуса имеет традиционную помощь в виде увеличения изображения и выделения контуров (пикинг), которые можно настроить для своего удобства (не только их цвет, но и интенсивность). На ЖК-экране, при всех его достоинствах, точная фокусировка даётся с трудом. Лучше пользоваться видоискателем более высокой чёткости (2,36 мегапикселей), к тому же технологии OLED.
Японцы, известные как дотошные бытоулучшители, тщательно продумали даже такую мелочь как пользовательские кнопки, снабдив две из них небольшими бугорками посредине и выделив верхнюю платмассовым выступом по окружности. Это позволяет оператору, не отвлекаясь от глазка окуляра, легко нащупывать эти кнопки и определять вслепую, где он находится. К таким же дотошностям можно отнести ползунок на задней части верхней рукоятки HEADPHONE MONITOR, предоставляющий оператору возможность контролировать звук в наушниках не только в стереомиксе, но и каждый канал по отдельности.
Одна из странных особенностей Sony PXW-X160 — долгий старт: камера начинает запись спустя почти 10 секунд после нажатия кнопки. В сравнении с ней предыдущие модели были просто спринтеры, например Sony PMW-200 стартовала за 3 секунды, а Sony HVR-Z5 — за 6. Это конечно большой минус камкордеру, предназначенному прежде всего для оперативной репортажной съёмки, и в работе это следует учесть, тем более что отсутствует привычная для современных камер функция предварительной записи в кэш. После выпуска первой партии камер Sony PXW-X160/PXW-X180 Sony, вероятно по заявкам "трудящихся", позже создала дополнительные прошивки, несколько улучшившие этот показатель. Прошивки (вместе с инструкцией) можно скачать на сайте профессиональной продукции Sony: http://www.sony.ru/pro/product/broadcast-products-camcorders-xdcam/pxw-x160/support/#support
В утешение предыдущему можно отметить существенный, просто кардинальный прогресс новых камер при работе в условиях слабой освещённости. В сравнении с той же Sony HVR-Z5 разница весьма ощутима невооружённым взглядом:
Ещё одна необычная вещь, которой могут похвастать Sony PXW-X160/PXW-X180 — интеллектуальная площадка для аксессуаров, или как она по-новому называется мульти-интерфейсная площадка. Если установить на неё накамерный свет Sony HVL-LBPC, то лампу можно будет включать/выключать, не дотрагиваясь до неё, прямо с камеры. А если установить на площадку приёмник радиомикрофонной системы Sony UWP-D11 или UWP-D12, то он будет не только питаться через эту чудо-площадку, но и передавать звук без подключения лишних проводов. Неизвестно, правда, насколько хорошо будет качество звука в этом случае. Впрочем, если Вы пользуетесь аксессуарами производства других компаний, то эта чудо Вас не коснётся, ибо площадка заточена исключительно под продукцию фирмы Sony.
Что ещё важно отметить в модели Sony PXW-X160 — богатый набор внутренних настроек изображения: уровня чёрного, установки пика белого, резкости, гамма-кривой, перегиба, прецезионной подстройки цветовой матрицы. С помощью этих инструментов можно настроить свою любимую картинку и сохранить её параметры на SD-карточке, откуда можно загружать в любой момент. Имеющийся у Sony PXW-X160 слот для SD-карт предназначен только для этого, но не для видеозаписи. Сама съёмка пишется на два других слота, созданных специально под дорогостоящие карты памяти Sony SxS. Через соответствующие адаптеры для видеозаписи можно использовать и более доступные по цене карты SD, но с некоторыми ограничениями (например, становится недоступна съёмка с переменной частотой кадров и т.п.).
Вот некоторые тесты, дающие представление о качестве видеосъёмки, в том числе в условиях слабой освещённости:
с применением регулируемого НД-фильтра:
Интересный сравнительный тест с Sony PMW-EX1R с выводом в конце: "Sony PXW-X160 шире, длиннее и менее шумная, чем EX1R, но уступает последней в условиях слабой освещённости" (что немудрено при их существенной разнице в матрицах: 1/3" против 1/2"):
РЕЗЮМЕ: Sony PXW-X160 — универсальная многоформатная камера, удовлетворяющая потребности в диапазоне от хай-эндового XAVC до архаичного DVCAM, блистающая 25-кратным объективом, свободно варьируемым ND-фильтром, 3G/HD-SDI и прочими достоинствами может прекрасно послужить "рабочей лошадкой" для репортажной и прочей документальной съёмки. Не смотрите на её маленькие чипы. На фоне внедрённых в Sony PXW-X160 новшеств, камеры типа FS700 начинают выглядеть немного устаревшими...