Sony PXW-X70 — младшая модель в линейке доступных камер Sony XDCAM, работающих — все как на подбор — в нескольких форматах, но как наивысшее достоинство — в 10-битном XAVC с цветовой субдискретизацией 4:2:2. Sony PXW-X70 — это самый маленький корпус, вмещающий в себя передовой формат. Sony всегда уделяла внимание этой нише, выпуская профессиональную модель в "непрофессионально малом" корпусе (вспомните, например славную HVR-A1), ибо обстоятельства съёмки нередко требуют как малого веса, так и не привлекающих внимание габаритов.
В прошлом Sony делала так уже не раз: брала топовую модель из разряда consumer, то есть полупрофессиональных видеокамер, обновляла в ней прошивку, добавляла верхнюю рукоятку с XLR-микрофонами и продавала подороже как професcиональный камкордер. Так и здесь. В облике Sony PXW-X70, пока она не наденет XLR-рукоятку, просматривается камера Sony HDR-CX900 или Sony FDR-AX100. Но разница конечно не только в этой рукоятке, у Sony PXW-X70 совсем другая начинка.
Но пока мы не ушли от рукояток, стоит оценить по достоинству и главную рукоятку, которая берётся в правую руку. Она намного шире, чем у упомянутых моделей, что облегчает держать камеру в руке подолгу, а главное — в ней размещаются профессиональные разъёмы 3G/HD/SD-SDI и полноразмерный HDMI. Сверху на ней, прямо под указательным пальцем оператора, находится кнопка помощника фокусировки (увеличение изображения), которой можно назначить массу других функций (подробнее см. в Технических характеристиках Sony PXW-X70), а чуть дальше, ближе к объективу — другая назначаемая кнопка, по умолчанию включающая автодиафрагму.
И ещё один эргономический плюс этой рукоятки: тут же, под рукой джойстик для навигации в меню. Так что можно настраивать фокус, зум, диафрагму и работать в меню, не вынимая руку из рукоятки. Единственный минус в том, что рукоятка не вращается, как это было на камерах Sony EX1/EX1R, а иногда ощущается потребность скорректировать её уклон для удобства.
Малютка Sony PXW-X70 оснащена мощной 1-дюймовой CMOS-матрицей Exmor R. В характеристиках камеры указано её эффективное разрешение: 14,2 мегапикселей в формате кадра 16:9 и чуть меньше — 10,6 МП в формате 4:3, однако общий размер матрицы гораздо больше: 20,9 мегапикселей. Остальные пиксели задействованы во многих других процессах: отсюда неплохие показатели камеры в условиях слабой освещённости, отсюда дополнительный зум (технологии Clear Image Zoom), который довольно чисто удваивает оптический 12-кратный. Это не пустая экстраполяция цифрового зума (который при желании тоже можно подключить), и разницу с оптическим можно едва различить в виде немножко смягчённого изображения, если только старательно приглядываться на большом экране.
Точно так же "лишние" пиксели матрицы дополняют работу оптического стабилизатора Sony PXW-X70, включая его "активный" режим. На сегодня все производители так или иначе добавили в стабилизаторах изображения дополнительные режимы, способствующие усилению стабилизации камеры. Но следует учесть, что все эти электронные улучшители чреваты созданием артефактов и прибегать к ним стоит лишь в крайних случаях. Лучшим стабилизатором для любой камеры был и остаётся хороший штатив.
Старый добрый объектив Carl Zeiss Vario-Sonnar T*, разработаный кажется лет десять назад, имеет только одно кольцо с переключателем Фокус/Зум, — оно и понятно при таких габаритах, — зато комфортно широкое. Большая 1-дюймовая матрица в сочетании со встроенным набором нейтральных фильтров позволяет оператору немного поиграть с глубиной резкости. Этому способствует и тенденция камеры немного засветлять изображение. Не стоит сравнивать в этом отношении Sony PXW-X70 с трёхматричной PXW-180, но для компактного камкордера её способности выше ожидаемых.
Sony PXW-X70 предлагает оператору профессиональный набор настроек, перечислять который здесь бесмысленно — ознакомьтесь с ним на странице технических характеристик камеры. Достаточно сказать, что баланс белого, помимо обычной настройки по белому фону и сохранения в памяти двух вариантов регулируется вручную в диапазоне от 2300К до 15000К с шагом 100К, а также имеет изощрённую корректировку по уровням красного, синего, зеленоватого и пурпурного.
Регулируются: гамма-кривая, перегиб, есть набор предустановленных гамма-кривых, имеется много инструментов для работы с цветом: цветонасыщенностью, фазами, цветокоррекцией. Можно устанавливать например глубину цвета для каждой цветовой фазы. Эта функция более эффективна для хроматических цветов и менее эфективно воздействует на ахроматические цвета. Цвет выглядит глубже, если назначать положительные значения и светлее при отрицательных значениях. Эта функция действует ощутимо, даже при установке уровня цвета = -8 (чёрно-белое изображение).
Предустановленные гамма-кривые сохранены в профилях изображения по умолчанию, но оператор волен создавать собственные профили. На камере их шесть, но если есть необходимость можно сохранить до 99 профилей настроек на карте памяти и загружать их в эту и подобные камеры для мультикамерной съёмки. Учитывая габариты камеры, кнопок на корпусе не много, но шесть из них — пользовательские, которым можно назначить массу полезных функций на выбор оператора, дабы не лазить лишний раз в меню.
Про звук Sony PXW-X70. Чудесная рукоятка, легко монтируемая и также легко снимаемая с помощью всего двух болтов, несёт на себе стандартную пару профессиональных аудиовходов с 3-контактным разъёмом XLR и панелью контроля, которая включает в себя стандатный набор: переключатели Микрофон/ Линия/ +48 В, выбор каналов, колёсики регулировки уровня записи и даже аттеньюаторы (0/10/20 дБ) для каждого канала. Интересно, что помимо встроенного микрофона, камера имеет целых три возможности для подключения внешних: 2 разъёма XLR, 3,5-сантиметровое гнездо для микрофонов типа Rode/ Sennheiser MKE 400 и интеллектуальная площадка ("горячий башмак"), установленный на которую радиоприёмник Sony UWP-D12 будет не только питаться от камеры, но и добавлять звук к видео напрямую без проводов.
Качество картинки Sony PXW-X70 приятно удивляет, особенно на записи в 10-битном режиме XAVC HD (4:2:2) со скоростью передачи данных 50 Мбит/с, но даже с 25 Мбит/с трудно углядеть какие-либо артефакты. Учитывая компактность камеры и единственную матрицу, чистота видео впечатляет. Изображение при усилении 0дБ лишено какого-либо шума и артефактов, и носит характер снятого на большой профессиональной камере.
Динамический диапазон конечно уступает моделям типа Sony PMW-300, но для такой ручной малютки более чем достойный. Его можно расширять с помощью некоторых хитростей. Например, благодаря отсутствию шума в картинке и высококачественному кодеку можно снимать, закрыв диафрагму на один шаг больше нормальной. Это даст больше информации в наиболее ярких местах, а в затемнённых можно безболезненно вытянуть детали в постпроизводстве. Кроме того, поиграв с настройками гаммы чёрного (BLACK GAMMA), можно поднять средний диапазон и сохранить всё это в профиле изображения.
Sony PXW-X70 очень чувствительна, весьма приемлемо ведёт себя в обычной домашней обстановке без дополнительного освещения. Конечно, она не сравнится с 3-матричными намного более дорогими моделями, но это уже выбор бюджета и определённых задач. Большая 1-дюймовая матрица по идее должна выдавать и более превосходные результаты, но она к сожалению ограничена возможностями объектива на F2.8 в лучшем случае. Настройка усиления позволяет манипулировать вплоть до +33дБ, но эта сумасшедшая нагрузка конечно чревата зерном, а вот +9дБ бывает вполне достаточно без заметных потерь.
Мы уже упоминали также про ночной режим Sony PXW-X70, если кому понадобится оперативная съёмка в полной темноте. Она эффективна на расстоянии не более 3 метров. Для боевых условий эта функция конечно не годится, тем более встроенная инфракрасная подсветка послужит прекрасной мишенью для снайперов, но возможно ночной режим будет полезен. Ещё одна удивительная для такой малой камеры способность: съёмка с переменной частотой кадров, что бывает необходимо например для внутренней рабочей записи спортивных мероприятий либо как распространённый художественный приём.
Sony PXW-X70 как 4К
Выпуская на рынок PXW-X70 Sony позиционировала её как 4К камеру. Это конечно громкий маркетинговый ход, выглядящий очередным чудом техники: 4К в столь малом корпусе. Фирма действительно сдержала обещание и через год выпустила обновление, поддерживающее формат XAVC QFHD с разрешением 3840 x 2160, позволяющий писать в режимах 29,97p/ 25p/ 23,98p со скоростью передачи данных 60 Мбит/с. Даже для проектов, которые монтируются в обычном HD-разрешении, запись 4К расширит творческие возможности, позволяя выполнять цифровое масштабирование, корректировать тряску камеры и применять всякие эффекты во время постпроизводства.
При съёмке в 4К у Sony PXW-X70 ограничиваются некоторые возможности, пожалуй не принципиальные для многих: не работает смена частоты кадров, определение лиц, цветовая шкала и ещё пара фунций типа цифровой экстендер и т.п. Это смешная плата за разрешение в четыре раза превышающее HD!
Есть ещё некоторые особенности. Например, сквозной выход 4К-видео в процессе съёмки в реальном времени невозможен ни через HDMI, ни SDI, ни тем более композитный. Есть только возможность мониторить изображение 3840 x 2160 на телевизорах/мониторах с соответствующим разрешением 4К через выход HDMI (и только HDMI, через SDI пойдёт конвертация в HD).
Кроме 4К, обновление добавляет Sony PXW-X70 важные сетевые возможности: прямая трансляция (стриминг), передачу файлов по FTP и запись прокси-файлов. Стриминг возможен в двух форматах: XAVC / AVCHD и в двух разрешениях: 1280 х 720 (в режимах 30(25)p и 24p) и 640 х 360 (в режимах 60(50)p, 30(25)p и 24p). В процессе стриминга камера также накладывает свои ограничения на возможности управления съёмкой. Работа через меню становится недоступной, настройки возможны только с помощью физических кнопок, рычажков и кольца объектива. Грубо говоря, софт не работает, вся надежда только на "железо". Можно подготовиться к этому заранее, вынеся нужные функции из меню на пользовательские кнопки.
Передача по FTP в процессе записи невозможна, можно передавать только уже записанные файлы, как в оригинальном разрешении вплоть до высококачественного XAVC HD, так и специально записанные для этого с более низким битрейтом прокси-файлы в тех же двух форматах XAVC и AVCHD и в двух разрешениях: 1280 х 720 и 640 х 360. Учитывая скоростные ограничения и сбои беспроводного интернета, передача прокси-файлов будет намного выигрышней по времени, избежанию нервотрёпки и прочих важных факторов.
Если для Вас очень принципиальна передача записи по FTP, стоит потратиться дополнительно на полезный наборчик адаптеров Sony CBK-NA1. Переходник USB-RJ-45 позволяет подключать камеру через проводное LAN-соединение к источнику широкополосного кабельного интернета и передавать те же файлы или стриминг на высокой скорости. Что удобно: функции стриминга и передачи по FTP можно назначить любой из шести пользовательских кнопок.
РЕЗЮМЕ ВИДЕОКАМЕРОНА: При всех компромиссах, присущих маленьким камерам, Sony PXW-X70 может стать наилучшим выбором при стеснённом бюджете, либо когда задачи съёмки требуют высокого качества в сочетании с компактностью. Благодаря передовому формату XAVC HD (соответствующему телвещательным стандартам) и богатому набору професиональных настроек Sony PXW-X70 может прекрасно послужить как на телевидении (дополнительная камера в мультикамерных съёмках), так и эффективным инструментом в руках независимых видеопроизводителей.