Описание рекордера Zoom H4n
Японцы в очередной раз удивили мировое цифровое сообщество, а также всех любителей и профессионалов аудиозаписи, да и просто любителей всяких навороченных игрушек-гаджетов, выпустив удивительный приборчик под названием Zoom H4n. Компания Samson Technologies не сразу пришла к такому совершенству, и этой модели предшествовали H1, H2, H2n, постепенно восходившие по линии технологической эволюции.
Zoom H4n настолько богато напичкан разными возможностями, глаза разбегаются: с чего начать описание. Начнем с того, что это прежде всего аудиорекордер - магнитофон, как прежде переводили на русский язык любые рекордеры, но поскольку теперь мы не имеем дела с магнитными носителями, значит просто рекордер, то есть "записыватель". Zoom H4n способен записывать как высококачественный формат WAV, вплоть до линейного PCM 24 бит/96 кГц, так и экономичный mp3 любой степени сжатия на выбор. Вы можете прямо на приборе конвертировать записанные WAV-файлы в mp3 с любым битрейтом. Здесь же, без всякого софта, можно элементарно редактировать записанный файл, например разрезать его в любом месте или переместить в любую папку.
Теперь разберемся, кому больше всего интересен этот аудиорекордер. Восторженными фанатами его становятся прежде всего музыканты и видеооператоры - счастливые обладатели камер DSLR, используемых для видеосъемки с высоким разрешеним (High Definition).
Музыкантов привлекает в этом компактном устройстве возможность легко, но чрезвычайно качественно делать запись живьем - на концерте, репетиции и т.д. во-первых, - через встроенную подобранную пару микрофонов, работающих в осях XY, во-вторых - через два симметричных входа XLR с переключателем Line/Mic, куда можно подключать любые высококачественные профессиональные микрофоны, гитары, микшерный пульт и другие внешние источники. Гитаристы, например, любят записывать на Zoom H4n свою гитару, снимая звук одновременно с его встроенных стереомикрофонов и через линейный вход. Это все легко сбрасывается тут же на ноутбук и микшируется.
Более того, в этой маленькой коробочке заложены возможности элементарной обработки звука - 50 студийных эффектов, начиная с компрессора, лимитера, и кончая такими эффектами, как фленджер, хорус, дилэй, ревербератор и т.п. (полный перечень см. ниже). Среди прочих фишек Зума H4n, у него есть удивительный инструмент редактирования звука, который можно сравнить с инструментами редактирования изображения в Фотошопе. Он называется Center cancel, что можно перевести буквально как "Отмена центра". Именно это он и вытворяет: удаляет лидирующий по центру звук, будь то вокал или гитарное соло. Функция удобная для репетиций и караоке - Вы сами создаете себе минусовку.
Среди прочих эффектов и обработок, гитаристы и бас-гитаристы могут выбрать себе звучание наиболее известных гитарных комбиков-усилителей (US Blues, PV Drive, Bassman, Hartke и др.). Я уж не говорю про встроенный метроном и тюнер для настройки гитар. Причем, тюнер поддерживает нестандартный строй, например, 7-струнной гитары или 5-струнного баса.
Zoom H4n имеет три основных режима записи:
1) стереорежим: запись стереосигнала через встроенную микрофонную пару либо через два внешних микрофона.
2) 4-канальный режим: запись двух стереосигналов одновременно через встроенную микрофонную пару и через два внешних микрофона. Какие преимущества это дает - музыкантам объяснять не надо, их можно перечислять долго. При записи концерта, например, можно брать стереозвук из зала и одновременно снимать более чистое звучание с микшерского пульта. Можно писать стереозвук на встроенную пару микрофонов спереди, а двумя внешними микрофонами охватить сзади, получив в результате surround sound, то есть окружающий звук. И т.д. и т.п. При записи в 4-канальном режиме можно использовать собственный микшер Zoom H4n для регулировки входного уровня и панорамы двух стерео-файлов.
3) многодорожечный режим (MTR): поканальная запись (не более двух каналов одновременно) с одновременным воспроизведением всех четырех каналов. Это дает возможность музыканту делать "запись наложением" т.е. записывать свою партию - вокал или инструментал, слушая музыкальное сопровождение, записанное прежде на других каналах. Можно записывать, таким образом, в одиночку канал за каналом. Есть функция врезки: расставив входящие и выходящие метки, можно переписать отдельные участки, не затрагивая остальные.
4) Производитель называет еще четвертый режим - STAMINA - но это касается уже не способа записи, а энергосбережения. Если при работе в обычных режимах стандартных батареек типа АА хватает на 4-5 часов работы, то при включении режима STAMINA можно записывать на протяжении 10-11 часов с частотой 16 бит/44,1 кГц линейного формата PCM. Можно использовать как алакалиновые, так и никель-металгидридные батарейки. Замечательно, что предусмотрено питание прибора от сети переменного тока, и адаптер питания идет в комплекте. Внешние конденсаторные микрофоны, как правило, требуют фантомного питания. Zoom H4n предоставляет питание 24В или 48В, оно включается через меню INPUT. Zoom H4n может также питаться через USB при подключении к компьютеру, но только в режиме считывания SD карты или когда используется в качестве аудиоинтерфейса.
Встроенные конденсаторные микрофоны Zoom H4n - отдельная песня! Все, кто имел дело со студийной записью, знают, как трудно подобрать и правильно установить пару микрофонов для качественной записи. Здесь не нужно париться: микрофоны подобраны и расположены идеально - оба на равном расстоянии от источника звука, обеспечивают запись без фазовых сдвигов. Простым поворотом каждого из микрофонов вокруг его оси регулируется угол охвата: от 90° до 120°, а микрофоны при этом не меняют своего положения и конфигурации XY.
|
|
|
Конфигурация XY |
Диапазон охвата 90° |
Диапазон охвата 120° |
Почему рекордер Zoom H4n интересен видеооператорам, работающим на камерах DSLR? Всем известно, что эти камеры сочетают в себе очень высокое профессиональное качество видеозаписи при крайне посредственных возможностях записи звука. Судя по всему, производители камер DSLR не собираются исправлять это положение. Камеры DSLR и без того тяжелые, не достаточно компактные и не очень-то доступные по цене, а оснащение их дорогостоящим звуковым трактом еще больше отяжелило бы эти модели, в буквальном и в переносном смысле. В сфере профессионального видео камеры DSLR давно используют вместе с профессиональными аудиомикшерами, но не все могут себе это позволить. Профессиональные телевизионщики и киношники представляют собой лишь каплю в море простых пользователей камер DSLR во всем мире. Именно для них Zoom H4n становится панацеей - роскошным и доступным инструментом, выводящим на новый уровень качества.
Записанный на Zoom H4n цифровой аудиосигнал легко синхронизируется с видеоизображением с помощью обычных, широко распространенных аудио и видеоредакторов (Final Cut Pro, Sony Vegas, Adobe Premiere и др.). Одно из простейших программных решений - это PluralEyes от фирмы Singular Software. Эта программка автоматически синхронизирует любые аудио и видео клипы, не нуждаясь в тайм-коде, клапперах и прочей особой подготовке.
Для видеооператора Zoom H4n - не просто рекордер. Это высококачественный микрофон, микшер и рекордер в одном лице. Его можно использовать как микрофон-пушку, с помощью дополнительного адаптера укрепив на "башмак" - площадку для аксессуаров камеры, а можно повесить на микрофонную удочку. Его можно вручить в руки и применять как репортерский микрофон - паралоновая ветрозащита в комплекте. Как настоящий репортерский микрофон Zoom H4n имеет прочный корпус и прорезиненное покрытие, которое эффективно гасит шумы от держания или невольного перебирания в руках и всяческих касаний к микрофону. В комплекте имеется поролоновая ветрозащита. Еще одно полезное для репортерской работы свойство - Zoom H4n записывает в память две секунды еще до того, как Вы нажмете кнопку записи.
Zoom H4n функционирует, по сути, как радиомикрофон, то есть без всяких проводов. Более того - имея те же возможности, что и радиосистема, Zoom H4n по многим показателям лучше радиомикрофонной системы. Он никогда не потеряет радиочастоту, поскольку не связан с радиоволнами. Zoom H4n не такой многосложный, как любая радиосистема, состоящая из микрофона, приемника и передатчика. А чем больше узлов, как известно, тем более уязвима система: сбой сигнала, посторонние радионаводки, "сдохшие" батарейки то в приемнике, то в передатчике и т.п. Еще одно немаловажное обстоятельство: Zoom H4n в два раза дешевле любой радиосистемы, обеспечивающей аналогичное качество аудиозаписи. В то же время, многофункциональность и многозадачность, присущие Zoom H4n, позволяют использовать на нем в том числе и радиомикрофон. Что мешает воткнуть приемник радиосистемы в один из XLR-входов Zoom H4n? На обычных наружных съемках Вы можете записывать звук со встроенной стереопары, с микрофонной удочки и радиомикрофона одновременно.
Zoom H4n - идеальное средство для интервью. Камера стоит на штативе, Zoom H4n установлен на камере и записывает на встроенные микрофоны общие окружающие звуки, колоритно отображая среду, в которой происходит действие. Вы можете воткнуть в один XLR-вход микрофон для человека, у которого берется интервью, а в другой XLR-вход - свой микрофон, в который Вы задаете человеку вопросы. Потом эти сигналы легко смикшировать, да еще добавить музыкальный фон. Иногда стереозвук мешает полноценному звучанию интервью - Zoom H4n дает возможность свести стереосигнал в моно. Кроме того, Zoom H4n поддерживает файлы формата BWF - Broadcast Wave Format, то есть телевещательный формат, что позволяет ставить временные отметки.
Помимо уже перечисленного множества множеств всяких функций, в Zoom H4n есть такие продуманные мелочи, как например функция HOLD, аналогичная блокировке клавиатуры на мобильных телефонах. Смещение ползунка-включателя прибора в позицию HOLD, делает кнопки неактивными на время записи, чтобы случайно не нажать на них.
Уже упоминалось, что Zoom H4n можно использовать c любым компьютером в качестве аудиоинтерфейса со встроенными эффектами -подключение через USB 2.0. Подключенный к компьютеру Zoom H4n может служить и просто SD карт-ридером.
Ниже в таблицах приведено приблизительное время записи на карты памяти различной емкости. Эти цифры, естественно, приблизительные, ибо зависят от объема записываемой информации. Следует учитывать также, что допустимый размер одного файла - 2ГБ.
МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ЗАПИСИ НА КАРТЫ SD/SDHC РАЗНОЙ ЕМКОСТИ В СТЕРЕО РЕЖИМЕ:
ФОРМАТ ЗАПИСИ |
1ГБ |
4ГБ |
8ГБ |
16ГБ |
32ГБ |
MP3 |
128 кбит/с |
17ч. 21мин. |
69ч. 26мин. |
138ч. 53мин. |
277ч. 46мин. |
555ч. 33мин. |
320 кбит/с |
6ч. 56мин. |
27ч. 46мин. |
55ч. 33мин. |
151ч. 6мин. |
342ч. 13мин. |
WAV |
16 бит/ 44,1 кГц |
1ч. 34мин. |
6ч. 17мин. |
12ч. 35мин. |
25ч. 11мин. |
50ч. 23мин. |
16 бит/ 48 кГц |
1ч. 26мин. |
5ч. 47мин. |
11ч. 34мин. |
23ч. 8мин. |
46ч. 17мин. |
24 бит/ 96 кГц |
28мин. |
1ч. 55мин. |
3ч. 51мин. |
7ч. 42мин. |
15ч. 25мин. |
МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ЗАПИСИ В 4-КАНАЛЬНОМ РЕЖИМЕ:
ФОРМАТ ЗАПИСИ |
1ГБ |
4ГБ |
8ГБ |
16ГБ |
32ГБ |
WAV |
16 бит/ 44,1 кГц |
47мин. |
3ч. 8мин. |
6ч. 17мин. |
12ч. 35мин. |
25ч. 11мин. |
24 бит/ 48 кГц |
28мин. |
1ч. 55мин. |
3ч. 51мин. |
7ч. 42мин. |
15ч. 25мин. |
МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ЗАПИСИ В МНОГОДОРОЖЕЧНОМ РЕЖИМЕ:
ФОРМАТ ЗАПИСИ |
1ГБ |
4ГБ |
8ГБ |
16ГБ |
32ГБ |
WAV |
16 бит/ 44,1 кГц |
3ч. 8 мин. |
12ч. 35мин. |
25ч. 11мин. |
50ч. 23мин. |
100ч. 46мин. |
ПЕРЕЧЕНЬ ЭФФЕКТОВ И ОБРАБОТОК:
ДЛЯ ГИТАРЫ:
00 Гитара 00 Fender Clean Чистый звук, подходящий для записи
01 Natural Cho Хорус, подходящий как для игры арпеджио, так и мелодических линий
02 FunkyCutting Чистый звук с автовау а-ля фанк 70-х годов
03 Clean Lead Чистый звук для игры соло, обработан дилеем в темпе около 120 ударов в минуту
04 Vox Clean Имитация чистого звука комбика Vox AC30TBX, характерного для стиля мерси-бит
(ранние “Beatles” и т.п)
05 Light AcoSim Настройка акустической гитары для аккордовой игры
06 Clean Comp Прозрачно звучащий компрессированный чистый звук
07 CuttingPhase Фейзер. Подходит для разных целей
08 Smooth Trem Тремоло. Украсит звучание соло или арпеджио. Добавлять по вкусу.
09 Deep Vibe Глубокое вибрато. Добавит интересный эффект как инструменту, так и звучанию всей группы.
10 Octave Down Дисторшн + 1 октава вниз = мощный унисон с самим собой!
11 MS Crunch Перегруз а-ля Marshall Bluesbreaker хорошо подчеркивает медиаторную атаку.
12 Full Crunch Жирный звук комбика Mesa Boogie Mk III.
13 Air Crunch Перегруз в легкой реверберации.
14 Blues Tone Жирный звук для сольных партий в стилях блюз и рок-н-ролл.
15 Crossover Овердрайв с хорусом для стилей фьюжн и джаз-рок.
16 Peavey Lead Имитация овердрайва классического усилителя Peavey 5150.
17 Diezel Riff Дисторшн усилителя DIEZEL Herbert.
18 Rectify Lead Имитация звучания канала дисторшн усилителя Mesa Boogie Rectifier.
19 Melody Line Перегруз с дилеем. Подойдет для разных целей.
20 Classic MS Классический звук усилителя Marshall 1959 SuperLead 100.
21 Fuzz Box Звучание цепи: педаль FUZZ FACE + стэк Marshall.
22 Air Lead Дисторшн от Mesa Boogie Mk III с реверберацией.
23 Jet Flanger Фленджер, напоминающий звук реактивного двигателя.
24 Wah Lead Мощное дисторшн + автовау.
ДЛЯ БАС-ГИТАРЫ:
25 Hartke Имитация характерного звучания HARTKE HA3500
26 Bassman Имитация звучания усилителя FENDER BASSMAN 100
27 SVT Имитация звучания одного из самых популярных басовых аппаратов AMPEG SVT
28 SuperBass Имитация звучания легендарного усилителя MARSHALL 1992 SuperBass
29 SANSAMP Имитация звучания легендарного усилителя SANSAMP BASS DRIVER DI
30 Studio Pre Имитация лампового преампа
31 Pick Bass Имитация звучания усилителя HARTKE HA3500, специально для игры медиатором
32 Chorus Bass Хорус хорошо украсит басовое соло
33 Slap Comp Правильно настроенный компрессор подойдет как для слэпа, так и для игры медиатором или
пальцами
34 Flange Bass В музыке фьюжн на басу часто используется подобный эффект фленджера.
ДЛЯ МИКРОФОНА:
35 StandardComp Стандартный компрессор для записи
36 Studio Comp Компрессор для записи вокала
37 Chorus Vocal Глубокий хорус для партии основного вокала
38 Flange Vocal Фленджер для записи ровного поп-вокала
39 Light Vocal Обработка, подчеркивающая яркость и артикуляцию вокала
40 Spring Пружинный ревербератор
41 Arena Имитация акустики стадиона
42 Doubling Имитация звучания дабл-трека
43 Lead Vocal Дилей, подходящий для основного вокала
44 Analog Echo Эффект “эхо” + аналоговый дилей
45 Reverse Trip Обратный дилей
46 AG Reverb Комбинация преампа с ревером для записи акустической гитары с микрофона
47 AG Arpeggio Комбинация преампа с хорусом для записи акустической гитары с микрофона (аккомпанимент)
48 AG Ensemble Комбинация преампа с глубоким хорусом для записи акустической гитары с микрофона (аккомпанимент)
49 AG Lead Комбинация преампа и дилея для записи акустической гитары с микрофона (соло)
 В КОМПЛЕКТЕ:
- Рекордер Zoom H4n
- Сетевой адаптер для питания от переменного тока
- Ветрозащита поролоновая
- Карта памяти SD 1GB
- Кабель USB
- Переходник для крепления на микрофонной стойке
РЕЗЮМЕ ВИДЕОКАМЕРОНА: Удобное универсальное и качественное устройство для записи звука в самых разных условиях, полезное для музыкантов, видеооператоров и журналистов. Да просто любителям гаджетов - ни один не пройдет мимо.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Zoom H4n см. здесь
Zoom H4n - ЦЕНА: ЗВОНИТЕ - ЗАКАЗАТЬ |